ЭМУЛЯТОР ЛЯМБДЫ
На всех автомобилях, отвечающих стандартам ЕВРО-2 и выше, устанавливаются катализаторы для уменьшения количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами.
1 - корпус, 2 - уплотнение, 3 - соты катализатора
Элементы, входящие в катализатор и продукты, выходящие из катализатора
Весь внутренний объем корпуса занят или керамическим пористым монолитом, или металлической гофрированной фольгой, скатанной в рулон. Структура монолита представляет собой обычный фильтр, но вся внутренняя и внешняя поверхность пор, контактирующих с газами, покрыта очень тонким молекулярным слоем сплава, который содержит платину, родий и палладий. Пористость монолита имеет большую площадь поверхности, покрытой этим сплавом из очень дорогих металлов, что в основном и определяет высокую цену катализаторов
В катализаторе происходит химическая реакция, в результате которой потенциально опасный углеводород и окись углерода в выхлопных газах превращаются в безопасные газы и водяной пар. Важную роль играет температура, выдерживающаяся в границах 300-800° С. Если она снижается до 250° С, химические реакции нейтрализации СО, CnHm, NOx, несмотря на наличие металлов-катализаторов, не произойдут. А при температуре около 900° С начинает плавиться и разрушаться каталитическая пленка.
На всех бензиновых моделях с катализатором система питания топливом замкнутого типа, то есть на основании сигнала от датчика кислорода, установленного в выхлопной системе блок управления постоянно изменяет время открытия топливных форсунок. Метрическое соотношение топливной смеси, при котором происходит ее полное сгорание и в выхлопных газах отсутствуют вредные вещества, - это 14,7 весовых частей воздуха на 1 часть топлива.
Керамические катализаторы более распространены, чем металлические, и менее дорогие. Основной недостаток керамического катализатора - его хрупкость.
Причины разрушения катализаторов: 1. Механическое воздействие (удар по корпусу об проезжую часть); 2. Попадание воды на корпус разогретого катализатора; 3. Скопление бензина в катализаторе при неполадках системы зажигания с последующим его взрывом; 4. Некачественный (имеющий в своём составе различные добавки, например, - тэтро-этил-свинец или ферроцероны) или этилированый бензин, попадающие в камеру сгорания масло или антифриз, "левые" технические жидкости, используемые в целях промывки топливной системы, переобогащённая топливная смесь, долгая работа двигателя на холостом ходу. В результате воздействия выше названых факторов , помимо потери способности катализатора дожигать вредные примеси, происходит засорение каналов, что приводит к уменьшению их общего проходного сечения, потере мощности и к перегреву самого нейтрализатора, корпус которого может раскаляться даже до красного цвета. Известны случаи, когда от раскалённого катализатора расплавлялась аллюминевая теплозащита и загоралось антикоррозийное покрытие днища.
Внутренняя температура неисправного каталитического конвертора настолько велика, что керамика может сплавляться и полностью забивать собой проход для выхлопных газов. Ремонт двигателя после этого почти неизбежен. Ещё один неприятный момент - это керамическая пыль. Керамический блок стареющего катализатора, невзирая на его внешнюю целостность и сохранность своих основных свойств, понемногу разрушается, и появляющаяся при этом керамическая пыль попадает в камеру сгорания, а иногда, при разборе двигателя для ремонта, в цилиндрах находят и небольшие кусочки керамики. Нахождение в камере сгорания керамической пыли приводит к преждевременному износу стенок цилиндров и, соответственно, к более раннему ремонту двигателя. Такие вот неприятности могут быть от детали, которая на первый взгляд вроде бы отрицательно себя никак не проявляет. Не зря в Европе катализаторы меняют через 100000 км. пробега, невзирая на то, рабочий он или нет.
У большинства автомобилей катализатор расположен сразу за приёмной трубой глушителя или совместно с ней, составляя одну деталь.
До катализатора и после него (либо только до него) устанавливают лямбда-зонды ( датчики кислорода). Первый датчик отвечает за смесеобразование, второй - за контроль состояния катализатора.
Признаки неисправного катализатора: 1. Уменьшение "приёмистости" мотора, на авто с автоматической коробкой передач (АКПП) отсутствие переключений на повышенные передачи или неправильная логика переключений; 2. Прогрессирующее ухудшение запуска; 3. Нестабильность холостых оборотов; 4. Ощутимое увеличение расхода бензина; 5. Наличие внутренних ошибок самодиагностики Р0420, Р0430 - "неэффективная работа катализатора".
Решение проблемы: 1. Замена на новый, что не даёт гарантии того, что после следующей "удачной" заправки бензином ситуация не повторится; 2. Удалить катализатор на совсем (проблема решается один раз и навсегда).
Чтобы контроллер управления впрыском "не замечал" отсутствия катализатора необходимо: 1. Программное отключение контроля состояния катализатора (перешивка контроллера); 2. Установка дополнительного устройства - эмулятора лямбда-зонда. При этом не происходит никакого изменения в логике работы мотора и АКПП (при её наличии).
На большинстве современных авто установлены последовательно несколько катализаторов. Проблемными являются те, которые установлены первыми, - их и необходимо удалять. Катализаторы, которые установлены не в самом выпускном коллекторе (0.5 м и более от мотора) из-за снижения температуры выпускных газов разрушению практически не подвергаются. Поэтому удалять их при отсутствии видимых повреждений мы не рекомендуем, т.к они продолжают выполнять дополнительную функцию рассекателя потока выпускных газов. В этом случае вместо удалённого первого катализатора можно вварить просто кусок трубы (без установки пламегасителя, который, как правило, в будущем из-за такой высокой температуры, опять-таки выгорит и его придётся удалить).
Микропроцессорные устройства эмуляции сигналов датчиков кислорода:
1. Эмулятор сигнала исправного каталитического нейтрализатора Var. B1S1OS . Использует сигнал переднего датчика кислорода (Oxygen sensor). Прибор эмулирует правильный сигнал "катализаторного" датчика кислорода, анализируя сигнал переднего датчика кислорода (применяется на большинстве автомобилей).
2. Эмулятор сигнала исправного каталитического нейтрализатора Var. B1S1LAF . Использует сигнал переднего широкополосного датчика обедненной смеси (LAF sensor) . Прибор эмулирует правильный сигнал "катализаторного" датчика кислорода, анализируя сигнал переднего широкополосного датчика обедненной смеси (Honda, Mazda, Nissan и многие европейские автомобили).
3. Эмулятор сигнала исправного каталитического нейтрализатора Var. B1S1AFRS
Использует сигнал переднего широкополосного датчика состава смеси (A/FRS). Прибор эмулирует правильный сигнал "катализаторного" датчика кислорода, анализируя сигнал переднего широкополосного датчика состава смеси (Toyota, Lexus).
4. Эмулятор датчика кислорода двуканальный с обратной связью по длительности открытия форсунок.
Устанавливается на автомобили с ГБО, создавая для блока управления мотором (ЕСU) иллюзию работы на бензине, эмулирует показания обоих последовательно установленных датчиков кислорода, анализируя время открытия форсунок.
Все выше перечисленные устройства разработаны и изготовлены:
Интересы которых на Украине представляет наша торговая марка.
ВСЕГДА РАДЫ ВАМ ПОМОЧЬ! ВСЕМ, ЧЕМ УМЕЕМ!